• Использования природного газа в качестве. Сжатый природный газ. Экономика использования газомоторного топлива

    19.01.2018

    На один и тот же факт можно смотреть как минимум с трех точек зрения. Так на использование сжатого природного газа на транспорте в качестве топлива, можно сказать - это удел бедных и даже нищих, а можно сказать, что это выбор экономных и не привыкших сорить деньгами зря, а еще есть мнение, что метан - это топливо будущего и те кто сейчас переходит на него, просто идут в ногу со временем и оседлали волну близкого и перспективного мейнстрима. Как считать - выбор ваш!

    «Экономические времена сложны, но в трудные времена еще важнее искать эффективные решения», - сказал Майер. «Это часть долгосрочной стратегии, которая поможет нам продолжать сокращать эксплуатационные расходы, сокращать выбросы в сообществе, в котором мы работаем, и сделать наш город еще более устойчивым».

    Персонал общественных работ проектировал станции, хранилища и заправки для обеспечения того, чтобы затраты были низкими. Сохраняя всю работу в доме, город не только смог снизить общую стоимость станции, но и смог добавить дополнительные функции на сайт. На нынешнем участке станции есть одна быстрозаполняемая почта, расположенная на нынешних бензиновых и дизельных топливных насосах, и шесть медленных заполняющих столбов, расположенных удаленно до заправочной станции.

    Поиск альтернативных источников автомобильного топлива - проблема, которой в последние годы уделяется самое пристальное внимание. Рост цен на нефть энергоносители, ужесточение экологических требований, экономия горючесмазочных материалов - все это стало основной движущей силой в поиске альтернативных топлив для многих стран. В последнее десятилетие ХХ века в мировой экономике начала набирать силу третья волна популярности природного газа, используемого в качестве моторного топлива.
    По прогнозам экспертов, эта волна достигнет апогея к концу первой четверти ХХI века.

    Хотя никакое ископаемое топливо не может удовлетворить неопределенные потребности планеты, большинство технологий «зеленой энергии», таких как ветер, солнечная и геотермальная, недостаточно развиты для удовлетворения наших растущих потребностей в энергии.

    Нет сомнений, что бензин и дизельное топливо дороги. В то время как цены на бензин в настоящее время находятся на рекордно низком уровне, цены неуклонно растут в течение многих лет, а большие спады цен приводят к нестабильности на Ближнем Востоке. Природный газ составляет октановое число 130, поэтому ваш двигатель будет работать намного чище, продлевая срок службы вашего двигателя.

    • Меньшее количество вредных выбросов, чем бензин, уменьшающий углеродный след.
    • В Соединенных Штатах имеются одни из крупнейших запасов природного газа в мире.
    Желание уйти от все возрастающих издержек 4-го уровня и будущих изменений дизельного двигателя уровня 4 было основным фактором в решении города. «Надежность новых дизельных двигателей могла стать настоящей проблемой для наших клиентов», - сказал Мейер. При дополнительных расходах на жидкости и в любое время простоя из-за циклов регенерации двигатель будет стоить дороже и требует, чтобы оборудование было отключено, что не позволило нашим экипажам предоставлять необходимые услуги нашим клиентам.

    Природный газ
    Природный газ, более чем на 90 % состоящий из метана, сегодня доступен практически во всем мире. А что тогда говорить о России!

    По мнению экспертов, на использование природного газа в меньшей степени влияют экономические кризисы, чего нельзя сказать о рынке нефти и нефтепродуктов. Метан, будь то ископаемый природный газ или биометан, может распределяться как через существующую сеть природного газа, так и через уже имеющуюся заправочную сеть. Правда, в некоторых странах, стоящих на пороге промышленной революции, вопрос с распределительными сетями пока не решен. Метан, необходимый для автомобильного транспорта, к потребителю может поставляться:
    ■ по международной газопроводной сети;
    ■ в виде сжиженного природного газа с помощью наливных судов, автомобильных или железнодорожных цистерн;
    ■ по местным трубопроводам низкого давления (биометан);
    ■ автомобильными цистернами (сжиженный биометан).
    В настоящее время приняты международные стандарты и одобрены основные виды транспортных средств, пригодных для доставки метана, и в большинстве регионов уже есть сертифицированные поставщики комплектного газового оборудования для применения его в автомобилях.

    Город ожидает, что окупаемость при пересчете на существующий парк транспортных средств будет составлять от одного до трех лет и от двух до четырех на приобретенных транспортных средствах. Станция начала работать 7 августа. Сжатый природный газ остается жизнеспособным, бытовым, экономичным вариантом заправки для флотов.

    Этот проект финансировался частично за счет гранта от Содружества Пенсильвании, Управления по финансированию Содружества. Природный газ поступает из подземных колодцев, называемых сланцевыми. Сланцевая порода создает сплошной слой, который захватывает метан, главный компонент природного газа.

    Неоспоримые преимущества
    Перевод автомобилей на природный газ не требует переделки двигателя и позволяет значительно улучшить экологию, так как снижается выброс токсичных веществ в атмосферу.
    Так, выбросы оксида углерода уменьшаются в 5–10 раз, углеводородов - в 3 раза, оксидов азота - в 1,5–2,5 раза. Уровень шума работающего двигателя понижается в 2 раза. Работа двигателя на сжатом газе становится мягче, ни в одном режиме не происходит детонации, октановое число газа - 110. К тому же метан легче воздуха и при утечке сразу улетучивается, не создавая взрывоопасной смеси.

    Природный газ, распределенный для топлива, измеряется эквивалентом бензинового галлона. Природный газ будет гореть только в окне насыщения. Если слишком много природного газа, для его воспламенения недостаточно кислорода. То же самое справедливо, если слишком мало природного газа - недостаточно кислорода для зажигания.

    В чем разница между ними? И отвечает Джон Роджерс, старший аналитик нашей климатической и энергетической программы. Как сжатый природный газ, так и сжиженный природный газ являются способами обеспечения доступности природного газа, когда это не было бы иначе.


    Использование газового топлива увеличивает срок службы двигателя и моторного масла в 2 раза, а свечей зажигания - на 40 %. При одинаковом расходе на 100 км пути стоимость газа в 2–3 раза ниже стоимости бензина или дизельного топлива, что сдерживает рост тарифов на транспортные услуги. Использование природного газа в качестве моторного топлива уменьшает зависимость транспорта от нефти и нефтепродуктов и высвобождает значительную их часть для применения в областях, где им нет альтернативы. Сразу заметим, что далее речь пойдет только о природном газе (метане: сжатом или сжиженном), а не о пропанбутановой смеси, широко применяемой в быту, а также применяемой на транспорте (т. н. сжиженный углеводородный газ).

    Одно из преимуществ заключается в том, что он намного чище, чем бензин и дизельное топливо. Затем он может доставляться через местные трубопроводы клиентам. В более широком смысле природный газ сыграл важную роль в секторе электроэнергетики, снизив затраты на электроэнергию, снизив загрязнение углерода и помог стране перейти на более возобновляемые источники энергии.

    Но чрезмерная зависимость от природного газа в электрическом секторе - для электромобилей или многих других применений - может быть проблемой. И наши только что выпущенные для электростанций обнаружили, что две трети штатов США могут подвергать риску электрических тарифов, не диверсифицируя свои электрические смеси.

    Сжатый или сжиженный
    Сжиженный природный газ (СПГ, англ. LNG - liquefied natural gas) получают при охлаждении природного газа метана до –162 °С. В жидком состоянии объем газа уменьшается в 600 раз, что позволяет в значительной степени увеличить эффективность его хранения и транспортировки. Сжиженный природный газ транспортируют так же, как и нефть, в специальных танкерах. В странах импортерах он хранится в резервуарах. В специальных терминалах СПГ разогревается, благодаря чему возвращается в газообразное состояние, и после этого за качивается в газотранспортную систему. Компримированный, или сжатый природный газ (КПГ англ. CNG - compressed natural gas) - это тот же метан, но находящийся в газообразном состоянии, под давлением до 20 МПа. Потребитель может сразу использовать этот газ для собственных нужд. Эксперты попрежнему продолжают спор о достоинствах и недостатках сжатого и сжиженного природного газа. Некоторые считают, что со временем, при создании необходимых условий, сжиженный природный газ вытеснит сжатый, однако другие так не думают. В таблице 1 приведена сравнительная характеристика сжиженного природного газа и компримированного, сжатого.

    Состояние парка автотранспорта в россии

    Инвестирование в такие чистые энергетические ресурсы, как солнечная энергия, ветер и энергоэффективность, будет иметь решающее значение для управления чрезмерной зависимостью от природного газа, даже если коммунальные предприятия уходят от угля. Многие аспекты нового Плана чистой энергии Агентства по охране окружающей среды помогут сделать это, создавая стимулы для государств, поскольку они хотят очистить свои топливные смеси.

    Экономика использования газомоторного топлива

    Но мы должны убедиться, что роль, которую она играет, перемещает страну в будущее, когда она дополняет чистые энергетические ресурсы, а не конкурирует с ними. Джон Роджерс - старший аналитик программы «Климат и энергия» в Союзе обеспокоенных ученых. Добровольцы Корпуса мира в Гондурасе. А. в Принстонском университете и степень магистра в машиностроении в Мичиганском университете.


    Видно, что КПГ не требует специальных транспортных устройств для доставки от производителя, однако при его применении необходимо использовать специальные баллоны, имеющие высокую стоимость и значительный вес. Что касается цены такого топлива, то в России стоимость кубометра компримированного газа устанавливается законодательно - в размере 50 % от стоимости литра бензина АИ76. По этой позиции КПГ значительно выигрывает у сжиженного углеводородного газа, для которого цену диктует рынок. Однако проигрывает по стоимости баллонов и оснастки.
    СПГ за рубежом
    Несмотря на все сложности, за рубежом параллельно с использованием КПГ расширяется применение в автотранспорте и сжиженного природного газа метана, особенно это показательно для США. Так, широкая сеть автозаправочных станций создана на югозападе США в штатах Калифорния, Аризона, Колорадо, Техас, Пенсильвания и других. Крупные автомобильные корпорации, такие как Mack, Ford, MAN уделяют этому вопросу самое серьезное внимание. В Европе производством автомобилей, работающих на сжиженном природном газе, занимаются такие компании, как MercedesBenz, MAN, BMW и др. Сжиженный газ как моторное топливо стал применяться в Бельгии, Финляндии, Германии, Нидерландах, Норвегии, Франции, Испании, Великобритании и других странах Европы.
    КПГ в СНГ
    На сегодня в России большее распространение в автотранспортной сфере получил КПГ, особенно для городского и коммунального транспорта. В последние годы предпринимаются попытки расширить применение данного вида топлива. К решению этой проблемы привлечены государственные организации и частные компании. Уже имеется многолетний опыт эксплуатации автомобильного газового оборудования, работающего на КПГ, особенно в структуре ОАО «Газпром».
    В 2001 году Экономический совет СНГ предложил к реализации межгосударственную программу «Использование природного газа в качестве моторного топлива для автотранспортных средств на 2001–2005 годы», и отчасти благодаря ей в России, да и странах СНГ, наибольшее распространение получил именно КПГ (сжатый метан), а не сжиженный природный газ.

    При отгрузке системы фильтров должны отвечать самым разным требованиям: в дополнение к защите двигателей сокращение потребления топлива и экологические аспекты находятся в центре внимания судоходных компаний. Длительное время между портами делает надежные системы фильтров незаменимыми для бесперебойной работы двигателей.

    Лоббисты и кураторы развития рынка гмт в рф

    В дополнение к тяжелому мазуту и ​​морскому дизельному топливу, сжиженный природный газ играет все большую роль в качестве современного топлива для выталкивания кораблей. Это топливо гораздо более дружелюбное, чем дизельное или тяжелое масло, особенно в отношении экологических норм. Этим требованиям относятся так называемые двухтопливные двигатели, которые могут работать как с газом, так и с дизельным или тяжелым мазутом. В газовом режиме эти двигатели требуют другого топлива: масла для зажигания.

    Баллоны для КПГ
    Для замены одного литра дизельного топлива аналогичным количеством энергии, содержащимся в бензине, потребуется топливный бак, объем которого на 15 % больше. Если же использовать СПГ, то объем бака придется увеличить на 70 %, а при использовании компримированного природного газа (метана), который хранится при рабочем давлении в 200 бар (20 МПа), топливные баки должны занимать объем больший в 4,5 раза.

    Это служит для инициирования сжигания газа в поршневой камере. Это масло для зажигания представляет собой дизельное топливо высокой чистоты, которое должно быть отфильтровано очень дорого. Газовые фильтры предназначены для защиты компонентов двигателя от износа и повреждений и должны выдерживать очень высокие скорости потока.

    В зависимости от загрязнения необработанного газа и увлеченных частиц и аэрозолей в газе должны использоваться разные методы. Это может быть фильтрация твердых веществ, жидкостей или их комбинации. Результат фильтрации всегда зависит от типа. Используемое фильтрующее средство, фильтрующий элемент и, возможно, объединенный с ним предварительный сепаратор. Корпуса фильтров выпускаются из чугуна, стали или нержавеющей стали с различными уровнями давления. Все фильтрующие элементы самонастраиваются и производятся исключительно внутри компании.

    Поэтому применение компримированного природного газа во многом ограничивается наличием специальных баллонов. В отличие от остальных стран СГН в России этот вопрос решается достаточно успешно. Баллоны для метана, как правило, имеют цилиндрическую форму и условно подразделяются на четыре типа, включающие как баллоны, традиционно изготавливаемые из стали, так и облегченный вариант - баллоны с использованием полимерных композиционных материалов на основе стеклянных углеродных или органических волокон. Среди таких емкостей:
    ■ бесшовные стальные баллоны;
    ■ металлопластиковые баллоны (тип 1), состоящие из металлической толсто стенной оболочки (лейнера), несущей основную нагрузку, и внешней армирующей оболочки из полимерного композиционного материала;

    Здесь мы главным образом используем нержавеющую сталь и стекловолокно в качестве фильтрующего материала. В Германии в настоящее время около 54 миллионов человек. В среднем каждый второй гражданин Германии владеет автомобилем с годовым пробегом около 000 км. Автомобиль для многих уже не нужен повседневной жизни. Это дает нам свободу, независимость и мобильность. По соображениям охраны окружающей среды автомобилистам следует подумать об альтернативных видах топлива. Движение автотранспорта является одной из основных причин загрязнения воздуха.

    ■ металлопластиковые баллоны (тип 2) - тонкостенный металлический лейнер и армирующая оболочка из полимерного композиционного материала типа «кокон» по всей поверхности;
    ■ композитные баллоны - полимерный лейнер с закладными металлическими элементами для присоединения запорной аппаратуры и силовая оболочка из композиционного материала.
    В России насчитывается 4 производителя баллонов для сжатого природного газа (рассчитанные на давление 20 МПа), два из них выпускают как цельнометаллические, так и металлопластиковые баллоны (см. таблицу 2).

    Количество газобаллонных автомобилей, приходящихся на один объект газозаправочной инфраструктуры, ед

    Сжиженный нефтяной газ и транспортные средства на природном газе уже могут внести эффективный вклад сегодня, чтобы значительно снизить воздействие на окружающую среду, вызванное дорожным движением, но, тем не менее, позволяя охране окружающей среды привести к отказу от мобильности. Транспортные средства в СНГ или природном газе выделяют на 80% меньше загрязняющих веществ, чем бензиновые автомобили.

    Ведущая мировая топливная альтернатива

    Природный газ в основном доступен в Германии и на севере Италии. Несмотря на значительный рост за последние пять лет, Германия находится в нижней трети европейского рейтинга из-за отсутствия политической поддержки. Автомобильные газовые транспортные средства и около 3, 5 млн.

    Средняя экономика

    Вся инфраструктура для поставки сжиженного газа была создана преимущественно средними компаниями в сфере сжиженного газа. Частные инвесторы построили почти общенациональную сеть автозаправочных станций с высокими темпами роста в год.


    Такие компании, как, «Рузхиммаш» (г. Рузаевка, Мордовия) и «Оргэнергогаз» (подразделение «Газпрома»), производившие эту продукцию, прекратили выпуск автомобильных баллонов. Мелкие партии производит НПП «Маштест» (г.Королев).
    Имеется пара производителей автомобильных баллонов для КПГ на Украине.
    Это ОАО «Бердичевский машиностроительный завод Прогресс» и ОАО «Мариупольский металлургический комбинат им. Ильича». В условиях хорошего спроса на КПГ и развитой сети газозаправочных станций на Украине производители отмечают неплохой спрос на свои изделия.
    Практически все российские производители баллонов ориентированы на внутренний рынок и рынок стран СНГ, хотя завод в Орске получил международный сертификат и имеет возможность поставлять данную продукцию в страны дальнего зарубежья.
    Мировая практика свидетельствует, что около 70–80 % используемых для транспортировки метана баллонов - цельнометаллические. И это несмотря на то, что использование металлопластиковых баллонов позволяет снизить вес комплекта примерно в 1,3–1,5 раза, что особо актуально при необходимости установления нескольких баллонов. Связано это с тем, что эффективные технологии производства «композитных» баллонов появились значительно позже и, конечно же, с тем, что металлопластиковые баллоны дороже цельнометаллических. Однако нужно заметить, что применение облегченных баллонов в продолжительной перспективе выгоднее из-за экономии веса машины, приводящей к экономии топлива, и повышения грузоподъемности средства передвижения - последнее особенно важно, когда речь идет о грузовом транспорте.
    ГБО - газобаллонное оборудование
    Кроме самих баллонов для установки их на автотранспортное средство необходимо закупать дополнительно соответствующее газобаллонное оборудование (ГБО). У владельца транспортного средства есть два варианта - купить отечественное ГБО (производства «Рязанский завод автомобильной аппаратуры», «Воткинский завод газовой аппаратуры» и др.) или импортное.
    Цена вопроса
    Переоборудовать автомобиль для рабо ты на КПГ - удовольствие недешевое. Так, стоимость металлокомпозитного баллона составляет около 7,5–8,5 долл./л, цельнометаллического - 7 долл./л. Таким образом, серийный металлокомпозитный баллон объемом 50 л обойдется потребителю в 400 долларов, цельнометаллический - 350 долларов, и это без учета стоимости газобаллонного оборудования. Если же планируется перевод на КПГ грузовых автомобилей или автобусов, то, в зависимости от необходимого объема, придется устанавливать несколько баллонов, что приведет к удорожанию комплекта в несколько раз. Перевод легкового автомобиля на КПГ обойдется в 1 тыс. долларов, грузового и автобусов - выше 2,0–2,5 тыс. долларов.

    ОАО «Газпром» предлагается

    Поставщики двигателей сжиженного нефтяного газа также являются в основном малыми и средними компаниями. Сжиженный газ и природный газ почти эквивалентны их воздействию на окружающую среду. Более того, экономическая бессмыслица благоприятствует только движущей энергии, что приводит к увеличению затрат и, следовательно, слишком дорого для большинства владельцев автомобилей. Сжиженный газ извлекается как особенно легкий нефтепродукт на нефтеперерабатывающих заводах и в производстве природного газа и сырой нефти.



    Стоимость автомобильных баллонов стран СНГ на 50 л для сжиженного углеводородного газа (пропанбутановая смесь) равняется 30–50 долларам, а затраты на переоборудование легкового автомобиля составят порядка 200–400 долларов, в зависимости от производителя и вида ГБО.
    Окупаемость
    По расчетам экспертов, с учетом цен на топливо на начало 2006 года, окупаемость автомобильных транспортных средств при переводе с бензина на компримированный газ, при среднегодовом пробеге 60 тыс. км составляет от 3 до 5 лет, в зависимости от грузоподъемности и типа автомобиля. Если учесть возросшую с начала года стоимость бензина и больший пробег автомобиля, то период окупаемости может оказаться существенно короче. Если же взять автотракторную технику, например К700 или Т150, то благодаря внушительному расходу топлива срок окупаемости составит около года.
    Становится понятно, почему в западных странах и в нашей столице на альтернативное газовое топливо прежде всего переводится городской транспорт - экономия слишком очевидна и велика.
    Мировой опыт
    К концу 2005 года в мире насчитывалось свыше 4,6 млн автомобилей, работающих на КПГ. Несомненными лидерами среди стран в данной области являются Аргентина, Бразилия и Пакистан. Первые две страны имеют парк газобаллонных автомобилей (ГБА) свыше одного миллиона.
    АГНКС - заправочные станции
    Современные АГНКС должны удовлетворять следующим требованиям:
    ■ низкая стоимость;
    ■ минимальные габариты и масса;
    ■ простота установки и эксплуатации;
    ■ независимость от систем электро и теплоснабжения;
    максимальная безопасность и комфортность условий работы обслуживающего персонала;
    ■ автоматизация управления станцией;
    ■ оперативность заправки с точностью, достаточной для коммерческого учета (до 2 %).
    Производители должны быть готовы предложить заказчику достаточную номенклатуру АГНКС по производительности.

    Сжиженный нефтяной газ - низкоэнергетическая энергия с высокой энергией, которую можно использовать в любом месте, независимо от длинных линий. В связи с расширением конверсионных мощностей в ближайшие несколько лет ожидается дополнительное количество сжиженного нефтяного газа.

    В нормальных атмосферных условиях СНГ газообразный. Это так же хорошо, как бензин, дизельное топливо и природный газ. Требования к качеству для СНГ регулируются единообразно по всей Европе и обеспечивают бесперебойное трансграничное развертывание. Из-за его чистого сгорания использование также допускается внутри зданий. Они отличаются главным образом из-за различного содержания метана.

    Аргентина и Бразилия располагают хорошо развитой системой автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС). Количество АГНКС, действующих в этих странах к началу 2006 года, превышало тысячу, что позволило реализовывать Аргентине около 280 млн куб. м. газа в месяц, а Бразилии - около 163 млн куб. м. Примечательно, что набольшие темпы в строительстве новых АГНКС отмечены в Пакистане и Китае, где запланировано строительство более 200 станций. Свыше 100 АГНКС строятся в Бразилии и Иране, а вот лидер по числу автомобилей, работающих на газе, - Аргентина - пока не планирует строительство новых АГНКС.
    Россия и СНГ
    Несмотря на значительные запасы природного газа, Россия пока уступает Украине в использовании КПГ и занимает в мировом рейтинге 12 место (см. таблицу 3).

    Природный газ встречается в двух разных формах. Природный газ должен быть очень сильно сжат для хранения, что влечет за собой высокие затраты энергии. Растущее значение охраны окружающей среды, а также признание Федерального правительства, что только резкое сокращение выбросов топлива приведет к заметному улучшению, в конечном итоге привело к принятию решения о продвижении транспортных средств на газе для целей налогообложения. Законодатели создали необходимые рамочные условия.

    СНГ и природный газ в сравнении

    Сжиженный газ и природный газ вносят вклад в экологическую рекуперацию при сжигании с низким уровнем выбросов в той же степени. С другой стороны, природный газ должен быть очень сжат для использования в транспортном средстве. Для этой цели требуется очень высокое потребление энергии.

    Преимущества газа над обычными видами топлива для бензиновых двигателей

    Снижение экономичности затрат на транспортировку топлива без проблем с установкой на всех транспортных средствах с увеличением плотности подачи бензиновых двигателей снижает выбросы загрязняющих веществ. Легкий режим работы в цистернах благодаря использованию двух видов проблем без проблем при движении во время движения.
    • Самый высокий октановый период окупаемости.
    • Более тихий двигатель работает с увеличенным сроком службы двигателя.
    Ожидания были даже превышены.

    Российский парк автомобилей, работающих на метане, оценивается примерно в 52 тысячи. Сегодня в России действует 215 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций, 87 % из которых принадлежит «Газпрому», их суммарная проектная мощность
    составляет около 2 млрд куб. м/год, что позволило бы заправлять 250 тыс. автомобилей в год. Через российские АГНКС в 2005 году было реализовано 237 млн куб. м природного газа (19,75 млн куб. м/мес.).
    Таким образом, загрузка имеющихся газозаправочных станций в России составляет лишь 10–15 %, но в целом за последние годы потребление природного газа автомобильным транспортом в России стабильно растет на 25–30 % в год.



    Свою сеть многотопливных заправочных комплексов (МАЗК) в России создала и компания Douglas Consulting, которая не только реализует газомоторное топливо, но и предлагает полный спектр услуг по переводу автомобилей на газ. В последние годы на КПГ обратили внимание и другие нефте и газодобывающие компании. Благодаря политике «Газпрома», в схемах газификации регионов в обязательном порядке предусматривается сооружение АГНКС, на газ постепенно переводятся целые отрасли. Так, ОАО «Российские железные дороги» успешно реализует программу перевода на газ магистральных и маневровых тепловозов.
    Подготавливается аналогичная программа по газификации сельхозтехники. В программе «Энергетическая стратегия России на период до 2020 года» указано, что в предстоящие годы наиболее динамично будет расти потребление моторного топлива - на 15–26 % к 2010 году и на 33–55 % к 2020 году. При этом в качестве моторного топлива в долго срочной перспективе будут использоваться наряду с традиционными жидкими нефтепродуктами сжиженный и сжатый природный газ (в эквиваленте до 5 млн т нефтепродуктов к 2010 году и до 10–12 млн т в 2020 году).
    В Татарстане, нефтяном российском регионе, действуют 9 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций ООО «Таттрансгаз» суммарной производительностью 70,6 млн куб. м в год, при этом их фактическая загрузка составляет в среднем 7–8 % проектной мощности изза малого количества газобаллонных автомобилей. В 2006–2010 гг. ООО «Таттрансгаз» планирует ввести в эксплуатацию еще 11 АГНКС. Кроме того, в республике действуют десятки газораспределительных станций, способных после дополнительной установки заправочных компрессорных модулей обеспечить получение значительного количества сжатого природного газа для заправки транспортных средств. Таким образом, КПГ в России имеет неплохие перспективы.
    Украина
    К концу 2005 года на Украине насчитывалось около 67 тыс. газобаллонных автомобилей и 147 АГНКС. Реализация КПГ достигла 540 млн куб. м/год. Первоначально большинство АГНКС находились в ведении компании «Укравтогаз», однако затем стали появляться независимые операторы. Однако, несмотря на убедительные преимущества, полностью реализовать потенциал КПГ пока не удается. Согласно оценкам структур, работающих в газо вой сфере, Украина ежегодно может переоборудовать 20–25 тыс. транспортных средств.
    Одной из вероятных причин отставания эксперты считают отсутствие на Украине современного производства металлокомпозитных баллонов. Два производителя, о которых упоминалось ранее, поставляют на внутренний рынок только цельнометаллические баллоны, да и они пока не могут полностью удовлетворить потребности рынка.
    Среди задач, требующих решения, остается также развитие сети ГЗС, поддержка государства и муниципальных властей в данной сфере.
    Армения
    По информации министерства транспорта Армении, в настоящее время газовыми установками оснащено около 38 тыс. автомобилей, что составляет от 20 до 30 % эксплуатируемых в стране машин - довольно высокий показатель. Причина резкого увеличения использования КПГ - значительная разница между ценами на компримированный природный газ и традиционными видами автомобильного топлива. Согласно прогнозам, высокие темпы роста перевода автомобилей на газ в этой стране сохраняться и в ближайшие годы, более того, они могут достичь 20–30 % в год.
    Другие члены содружества
    Таджикистан переживает существенный рост потребления природного газа автомобильным транспортом. Начиная с 1997 года, после выхода соответствующего постановления правительства страны, количество АГНКС возросло к 2006 году с 3 до 53. В основном это станции не большой производительности. На сегодняшний день сеть АГНКС Белоруссии состоит из 24 АГНКС в 17 городах республики, 5 передвижных АГЗС. Обслуживаемый парк - 5,5 тыс. газобаллонных автомобилей. ОАО «Белтрансгаз» разработало стратегию расширения использования КПГ, на базе национальной программы расширения использования газа в качестве моторного топлива, и концепцию развития сети АГНКС. К 2010 году планируется довести число ГБА до 14,5 тыс. и объем реализации КПГ до 72,3 млн куб. м/год.
    В Молдове и Узбекистане перевод автотранспорта на сжатый природный и сжиженный газ происходит не так быстро. Так, в Молдове насчитывается около 4,5 тыс. ГБА и лишь 8 АГНКС. В Узбекистане эксплуатируется менее 10 тыс. единиц автомобилей, работающих на газовом топливе (менее 1% от всего автомобильного парка), используется порядка 30,0 тыс.т сжиженного углеводородного газа и 70–72 млн куб. м КПГ, хотя природные ресурсы позволяют значительно увеличить количество ГБА.



    Тормоз для КПГ
    По мнению аналитиков рынка, существуют проблемы, мешающие более масштабному переходу на КПГ. Главные из них:
    ■ высокая стоимость переоборудования транспорта для работы на газе и зачастую - отсутствие для этих целей необходимых денежных средств у хозяйств, коммунальных служб и т. п.;
    ■ отсутствие серийного производства уже готовых газобаллонных автомо билей российскими автопроизводителями;
    ■ недостаточно развитая сеть АГНКС. В странах Европы пункты заправки находятся на максимальном расстоянии друг от друга в 30 км, а в РФ имеются трассы, где на тысячи километров не насчитывается ни одной АГНКС.

    Кроме того, приходится решать и вопросы высокой степени износа (особенно по резерву двигателей) автопарка муниципальной собственности и госструктур, неподготовленность персонала во многих региона РФ к обслуживанию автомобилей, работающих на КПГ. В России ограничено число компаний, имеющих сертификаты и способных переоборудовать транспортные средства для работы на КПГ, своевременно освидетельствовать автотранспортное средство с ГБО. Эта проблема особенно актуальна для регионов.
    Перевод транспорта на природный газ - задача несомненно важная и при разумном подходе экономически выгодная, однако решение ее возможно только при непосредственном участии соответствующих ведомственных организаций и поддержке государства.

    России, имеющей крупнейшие в мире запасы природного газа, непозволительно не воспользоваться ситуацией для популяризации КПГ и возможной замены традиционных видов топлива.

    Сергей Ким Октябрь 2006

    P.S. От себя могу добавить, что муж моей родственницы, работающий таксистом уже более 15 лет, постоянно переводит свои вновь купленные машины на метан и после переделки стоимость топлива для пробега машины снижается примерно в 3 раза по сравнению с бензином.

    Это, так сказать, непосредственный опыт.

    ёмкость со сжатым природным газом

    Компримированный природный газ (КПГ, сжатый природный газ, англ. Compressed natural gas) - сжатый природный газ , используемый в качестве моторного топлива вместо бензина , дизельного топлива и пропана . Он дешевле традиционного топлива, а вызываемый продуктами его сгорания парниковый эффект меньше по сравнению с обычными видами топлива, поэтому он безопаснее для окружающей среды. Компримированный природный газ производят путём сжатия (компримирования) природного газа в компрессорных установках. Хранение и транспортировка компримированного природного газа происходит в специальных накопителях газа под давлением 200-220 бар (газовые баллоны высокого давления). Хранение компримированного газа под высоким давлением достаточно опасно и требует соблюдения специальных правил техники безопасности и периодической поверки (испытания) баллонов на работоспособность. Поверка проводится на стендах закачиванием в баллон газа или жидкости под давлением значительно большим чем его рабочее давление. Следствием таких требований является необходимость периодического демонтажа баллонов при "техосмотре", что является существенным препятствием к широкому распространению использования компримированного газа на транспорте и не только на транспорте. Также используется добавление к компримированному природному газу биогаза , что позволяет снизить выбросы углерода в атмосферу.

    Работающий на CNG городской автобус

    Сжатый природный газ как топливо имеет целый ряд преимуществ перед традиционной пропан-бутановой смесью :

    • Метан, основной компонент природного газа и КПГ, легче воздуха и практически сразу испаряется, поэтому в случае аварийного разлива он быстро улетучивается в атмосферу рассеиваясь, в отличие от более тяжёлой пропан-бутановой смеси (баллоны «Пропан»), накапливающегося в естественных и искусственных углублениях, медленно испаряющегося и создающего опасность взрыва
    • Метан не токсичен, поэтому общая токсичность КПГ ниже, чем у СУГ
    • Стоимость природного газа, и следовательно КПГ заведомо меньше, чем любого жидкого нефтяного топлива
    • Низкая температура кипения гарантирует полное испарение природного газа при самых низких температурах окружающего воздуха
    • Природный газ сгорает практически полностью и не оставляет копоти, ухудшающей экологию и снижающей КПД, отводимые дымовые газы не имеют примесей серы и не разрушают металл дымовой трубы за счет изначально низкого содержания серы в природном газе
    • Эксплуатационные затраты на обслуживание газовых котельных также ниже, чем традиционных.

    Ещё одной особенностью сжатого природного газа является то, что котлы, работающие на природном газе, имеют больший КПД - до 94 %, не требуют расхода топлива на предварительный его подогрев зимой (как мазутные и пропан-бутановые).

    В настоящее время автомобили, использующие компримированный природный газ, получают все большее распространение в России. Большинство из этих автомобилей би-топливные - баллон, использующийся под компримированный природный газ устанавливается в багажнике - для легковых автомобилей, и в кузове или на раме, для грузовых автомобилей. Ранее КПГ использовался только на грузовых автомобилях. Использование КПГ в качестве моторного топлива является одним из немногих экологических мероприятий, затраты на которое окупаются прямым экономическим эффектом в виде сокращения расходов на горючесмазочные материалы. Подавляющее большинство других экологических мероприятий является исключительно затратными.

    Для заправки автомобилей используются автомобильные газонаполнительные компрессорные станции (АГНКС)

    Похожие статьи