• Способы визуализации текстовой информации. Визуализация информации в текстовых документах создание списков Урок информатики визуализация информации в текстовых документах

    08.05.2023

    6-8 классы.

    Ключевые понятия:

    • визуализация информации в текстовых документах;
    • форматирование символов, абзацев, страниц;
    • колонтитулы;
    • нумерованные списки, маркированные списки, многоуровневые списки;
    • таблица;
    • графические изображения в тексте;
    • формат файла текстового документа.

    Для проведения урока необходимы:

    ноутбук (2–3 шт. на группу из 5–7 учащихся), фотоаппарат (1–2 шт. на группу из 5–7 учащихся), USB-шнур для копирования фотографий на компьютер, можно использовать мобильные телефоны или планшеты учащихся с функцией фотографирования, возможно использование Bluetooth.

    Место проведения урока:

    двор школы или ближайшего жилого дома (желательно с детской площадкой, зелёными насаждениями и иными объектами, которые могут стать предметами для описания).

    Памятные даты:

    День города – ежегодный общегородской праздник. Отмечается в Москве в первую субботу сентября . В этот день по всему городу проходят народные гуляния и концерты. Традиционные места основных торжеств: Тверская улица, Красная площадь, Васильевский спуск, Поклонная гора и Воробьёвы горы. Завершает День города праздничный салют.

    Форма проведения урока:

    практическая работа на местности. Данный урок можно провести в урочное время в рамках расписания, так как он не требует затрат времени на дорогу.

    Дополнительно: при проведении данного урока обучающихся следует познакомить с геоинформационным порталом «Наш город» http://gorod.mos.ru/ .

    Галерея изображений:

    Свободное описание урока:

    • Урок является заключительным уроком при изучении темы «Обработка текстовой информации».
    • Учащиеся разрабатывают буклет (листовку) на две страницы о школе и его пришкольной территории или о близлежащем жилом доме и его дворе.
    • Это практическая работа, выполняемая на местности. Для выполнения данной работы учащиеся делятся на две группы, каждая из которых выполняет свою часть работы.
    • Описываемая территория должна содержать достаточное количество объектов, которые можно было бы разделить на 2 разные категории (по количеству групп). Например, описание школы (дома) и инфраструктуры – одна категория, которую описывает одна группа. Вторая категория объектов – объекты, имеющиеся на школьном дворе (во дворе дома): детские и спортивные площадки, малые архитектурные формы и т.д., которую описывает вторая группа.
    • Буклет (листовка) должна включать структурные элементы текстового редактора (процессора), которые были изучены на уроках.
    • Состав структурных элементов определяется учителем исходя из пройденного материала. Их список выдаётся учащимся как обязательные элемент практической работы.

    Технологическая карта урока

    класс: 7 «А»

    УМК: Информатика: учебник для 7 класса /Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – 5-е изд. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. - 224 с. : ил.

    Тема: Визуализация информации в текстовых документах.

    Цель урока: Формирование представлений о разнообразии и целесообразности визуализации информации в текстовых процессорах.

    Задачи урока:

    1. Предметные

    Познакомить обучающихся со средствами структурирования и визуализации текстовой информации;

    Сформировать представление о способах создания списков и возможностях их использования в текстовых документах;

    Сформировать представление о способах создания таблиц и возможностях их использования в текстовых документах;

    Научить составлять разноуровневые нумерованные и маркированные списки.

    Сформировать потребность в знаниях по предмету;

    Научить выбирать средства информационных и коммуникационных технологий для создания текстовых документов;

    Сформировать навыки рационального использования имеющихся инструментов.

    3. Личностные

    Сформировать у учащихся готовность и способность к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

    Сформировать потребность в самовыражении и самореализации;

    Привить навык самоконтроля и самооценки.

    1. Организационный момент (инициация )

    Приветствует учащихся, проверяет готовность к учебному занятию, организует внимание детей.

    Приветствуют учителя, проверяют наличие учебного материала на столах, организует свое рабочее место.

    Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками

    Личностные : психологическая готовность учащихся к уроку, самоопределение

    2. Проверка домашнего задания

    Проверка домашней работы (в парах, взаимопроверка)

    Проверяют домашнюю работу (в парах, выборочно)

    Познавательные: структурирование знаний, рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

    Личностные : умение работать в парах

    3. Актуализация знаний и формулирование темы и целей урока

    На прошлом уроке Вы познакомились с новым понятием "форматирование" текста. Что это?

    Что можно изменять в процессе форматирования символов?

    Абзацев?

    Какие параметры страницы можно задать для рабочего листа текстового редактора?

    Чтобы узнать тему нашего урока, давайте посмотрим на слайды 1 (на слайде текст с перечислением устройства компьютера через запятую и оформленный в списке; на слай де

    список микрорайонов города Ставрополя, диаграмма, фрагмент классного журнала с отметками).

    Какую информацию нам легче воспринимать?

    К какому виду информации по способу восприятия можно отнести списки, диаграммы, таблицы?

    Попробуйте сформулировать тему нашего урока.

    Отвечают на вопросы:

    Оформление текста

    Шрифт, размер шрифта, начертание, цвет;

    Выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал, отступы слева и справа, интервалы перед и после;

    Поля, ориентация, размер бумаги.

    Список, диаграмма, таблица;

    зрительная (визуальная).

    Формулируют тему урока "Визуализация информации в текстовых документах".

    Познавательные: структурирование знаний, рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности Регулятивные: развитие умения формулировать тему и цель урока в соответствии с задачами и нормами русского языка

    Коммуникативные: Ориентация на партнера по общению, умение слушать собеседника, умение аргументировать свое мнение, убеждать и уступать

    Личностные: развитие логического мышления, знание основных моральных норм

    4. Усвоение новых знаний

    Известно, что текстовая информация воспринимается человеком лучше, если она визуализирована - организована в виде списков, диаграмм, таблиц, сопровождается графическими изображениями (рисунки, фото). По способу оформления различают нумерованные и маркированные списки (на слайде 2 пример).

    По структуре: одноуровневые и многоуровневые .

    Для описания ряда объектов, обладающих одинаковыми наборами свойств, наиболее часто

    используются таблицы , состоящие из строк и столбцов (на слайде 3 структура таблицы).

    В таблицах могут размещены тексты, числа, изображения (на слайде 4 пример таблицы содержащий и тексты, и числа, и изображения). Рисунки можно создавать самостоятельно в графических редакторах, можно использовать уже созданные или найденные в сети Интернет. Во многих текстовых процессорах можно создавать изображения из автофигур (на слайде 5 пример графических примитивов в Word).

    Просмотр презентации по теме, короткая запись важных аспектов материала в рабочую тетрадь.

    Познавательные: развитие познавательной активности

    Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата

    Личностные: развитие памяти, внимания, зрительной и слуховой памяти, возможность самостоятельно осуществлять деятельность обучения

    Коммуникативные: развитие диалогической речи

    5. Первичное закрепление материала

    А для закрепления знаний по данной теме, я предлагаю Вам выполнить тест по вариантам. (Приложение 1)

    Выполняют тест (по вариантам) и сдают учителю на проверку.

    Познавательные: выбор наиболее эффективных способов выполнения задания

    Личностные: формирования умения достигать цели и оценивать результаты своего труда

    Коммуникативные: умение работать в группах, развитие диалогической речи

    6. Компьютерный практикум

    Для закрепления полученных знаний предлагаю выполнить практическую работу на компьютере (Приложение 2)

    Выполняют практическую работу на компьютере.

    Личностные: формирования умения достигать цели и оценивать результаты своего труда; формирование и развитие

    аналитического мышления

    7. Итоги урока, рефлексия

    Оценка практической работы учащихся (отметки выставляются в журнал).

    Рефлексия:

    Подведите итог своей работы.

    Дайте эмоциональную оценку своей работе, выбрав соответствующий рисунок (на карточках) и изобразите его на полях своей рабочей тетради напротив темы урока.

    Представляют педагогу выполненные практические работы.

    Проводят психоэмоциональную оценку своей работе, рисуют пиктограммы, соответствующие эмоциям в рабочей тетради напротив темы урока.

    Познавательные: построение речевого высказывания в устной форме, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

    Регулятивные: контроль и оценка своей деятельности в рамках урока

    Коммуникативные : умение слушать и вступать в диалог, формулирование и аргументация своего мнения

    Личностные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

    Приложение 1

    1 вариант

    1. Нумерованный список следует использовать при:



    3) описании объектов в комнате
    4) перечислении оборудования в классе

    2. Свойства данных в ячейках определяются:

    1) свойствами границ
    2) размером кегля
    3) размерами ячейки
    4) типом числовых данных в ячейках

    3. Готовые графические изображения можно редактировать с помощью текстовых процессоров:

    1) изменяя яркость
    2) создавая новые слои
    3) изменяя цвета растровых изображений
    4) создавая анимацию

    4. Для распознавания текста с печатного носителя и ввода его в память компьютера для редактирования целесообразно использовать:

    1) видеокамеру
    2) клавиатуру
    3) сканер
    4) микрофон

    5.

    Автоматическое устройство перекодировало сообщение на русском языке из 8-битного кода в 4-битный код. При этом объем перекодированного сообщения уменьшился на 128 байтов. Длина исходного сообщения в символах равна _____ символов.

    6. Выполните вычисления и впишите числовое значение.

    Информационный объем слова из 24 символов в кодировке Unicode равен _____ байт.

    2 вариант

    1. Маркированный список следует использовать при:

    1) составлении алгоритма действий
    2) перечислении видов цветов на клумбе
    3) описании последовательности действий работы с прибором
    4) описании любой последовательности

    2. Внешний вид таблицы определяет(ют):

    3. Средствами текстового процессора в готовом изображении нельзя:

    1) изменять яркость
    2) изменять размер изображения
    3) изменять контрастность
    4) вводить новые слои

    4. Для автоматического перевода текстовых документов применяют:

    1) сканер
    2) текстовый процессор
    3) сканер
    4) программы-переводчики

    5. Выполните вычисления и впишите числовое значение.

    Автоматическое устройство перекодировало сообщение на русском языке из 16-битного кода в 8-битный код. При этом объем перекодированного сообщения уменьшился на 128 байтов. Длина исходного сообщения в символах равна _____ символов.

    6. Выполните вычисления и впишите числовое значение.

    Информационный объем слова из 16 символов в кодировке Unicode равен _____ байт.

    Приложение 2

    Визуализация информации: работа с таблицей

    Задание 1: создайте таблицу

    Расписание уроков:

    Ход работы:

      Воспользуйтесь вкладкой «вставка»

      Выберите таблицу (4 строки, 5 столбцов). Заполните таблицу данными (шрифт – Times New Roman , кегль 12) , используя копирование (Tab – Ctrl + Ins Shift + Ins ):

      Вставьте столбец справа в таблицу (пятница), заполните и его.

      Добавьте строку «день недели», щёлкнув правой кнопкой мыши в любой ячейке первой строки.

      1. Выберите команду «вставить», «вставить строки сверху»

      1. В появившейся строке выделите ячейки, расположенные над днями недели:

      1. Щёлкните правой кнопкой мыши в любой из выделенных ячеек и выберите команду «объединить ячейки».

      1. Впечатайте словосочетание «день недели».

    Ключевые слова:

    • нумерованные списки
    • маркированные списки
    • многоуровневые списки
    • таблица
    • графические изображения

    Известно, что текстовая информация воспринимается человеком лучше, если она визуализирована - организована в виде списков, таблиц, диаграмм, снабжена иллюстрациями (фотографиями, рисунками, схемами). Современные текстовые процессоры представляют пользователям широкие возможности визуализации информации в создаваемых документах.

    4.4.1. Списки

    Всевозможные перечни в документах оформляются с помощью списков. При этом все пункты перечня рассматриваются как абзацы, оформленные по единому образцу.

    По способу оформления различают нумерованные и маркированные списки.

    Элементы (пункты) нумерованного списка обозначаются с помощью последовательных чисел, для записи которых могут использоваться арабские и римские цифры. Элементы списка могут быть пронумерованы и буквами - русскими или латинскими (рис. 4.14).

    Рис. 4.14.
    Примеры нумерованных списков

    Нумерованный список принято использовать в тех случаях, когда имеет значение порядок следования пунктов. Особенно часто такие списки используют для описания последовательности действий. Нумерованные списки вы регулярно создаёте, заполняя в дневнике расписание уроков на каждый учебный день.

    При создании новых, удалении или перемещении существующих элементов нумерованного списка в текстовом процессоре вся нумерация списка меняется автоматически.

    Элементы маркированного списка обозначаются с помощью значков-маркеров. Пользователь может выбрать в качестве маркера любой символ компьютерного алфавита, и даже небольшое графическое изображение (рис. 4.15). С помощью маркированного списка оформлены ключевые слова в начале каждого параграфа вашего учебника.

    Рис. 4.15.
    Примеры маркированных списков

    Маркированный список используют в тех случаях, когда порядок следования элементов в нём не важен. Например, в виде маркированного списка можно оформить перечень предметов, изучаемых вами в 8 классе.

    По структуре различают одноуровневые и многоуровневые списки.

    Списки в рассмотренных выше примерах имеют одноуровневую структуру.

    Список, элемент которого сам является списком, называется многоуровневым. Так, оглавление вашего учебника информатики является многоуровневым (трёхуровневым) списком.

    Списки создаются в текстовом процессоре с помощью команды строки меню или кнопок панели форматирования (рис. 4.16).

    Рис. 4.16.
    Инструменты создания списков

    4.4.2. Таблицы

    Для описания ряда объектов, обладающих одинаковыми наборами свойств, наиболее часто используются таблицы, состоящие из столбцов (граф) и строк. Вам хорошо известно табличное представление расписания уроков, в табличной форме представляются расписания движения автобусов, самолётов, поездов и многое другое.

    Представленная в таблице информация наглядна, компактна и легкообозрима.

    Правильно оформленная таблица имеет структуру, показанную на рис. 4.17.

    Рис. 4.17.
    Структура таблицы

    Необходимо соблюдать следующие правила оформления таблиц:

    1. Заголовок таблицы должен давать представление о содержащейся в ней информации.
    2. Заголовки столбцов и строк должны быть краткими, не содержать лишних слов и, по возможности, сокращений.
    3. В таблице должны быть указаны единицы измерения. Если они общие для всей таблицы, то указываются в заголовке таблицы (либо в скобках, либо через запятую после названия). Если единицы измерения различаются, то они указываются в заголовке соответствующей строки или столбца.
    4. Желательно, чтобы все ячейки таблицы были заполнены. При необходимости в них заносят следующие условные обозначения:

        Данные неизвестны;

        х - данные невозможны;

        ↓ - данные должны быть взяты из вышележащей ячейки.

    В ячейках таблиц могут быть размещены тексты, числа, изображения. Пример таблицы показан на рис. 4.18.

    Рис. 4.18.
    Пример таблицы

    Создать таблицу можно с помощью соответствующего пункта меню или кнопки на панели инструментов, указав необходимое число столбцов и строк; в некоторых текстовых процессорах таблицу можно «нарисовать». Созданную таблицу можно редактировать, изменяя ширину столбцов и высоту строк, добавляя и удаляя столбцы и строки, объединяя и разбивая ячейки. Вводить информацию в ячейки можно так: с помощью клавиатуры; копировать и вставлять заранее подготовленные фрагменты. В текстовых процессорах есть возможность автоматически преобразовать имеющийся текст в таблицу.

    Внешний вид таблицы можно оформить самостоятельно, подобрав тип, ширину и цвет границ ячеек, цвет фона ячеек, отформатировав содержимое ячеек. Кроме того, отформатировать таблицу можно автоматически.

    4.4.3. Графические изображения

    Современные текстовые процессоры позволяют включать в документы различные графические изображения, созданные пользователем в других программах или найденные им в сети Интернет. Готовые графические изображения можно редактировать, изменяя их размеры, основные цвета, яркость и контрастность, поворачивая, накладывая друг на друга и т. д.

    Во многих текстовых процессорах имеется возможность непосредственного создания графических изображений из наборов автофигур (графических примитивов). Также есть возможность создания красочных надписей с использованием встроенных текстовых эффектов.

    Визуализировать числовую информацию, содержащуюся в таблице, можно с помощью диаграмм, средства создания которых также включены в текстовые процессоры.

    Наиболее мощные текстовые процессоры позволяют строить разные виды графических схем (рис. 4.19), обеспечивающих визуализацию текстовой информации.

    Рис. 4.19. Виды графических схем в текстовом процессоре Microsoft Word

    Самое главное

    Известно, что текстовая информация воспринимается человеком лучше, если она визуализирована - организована в виде списков, таблиц, диаграмм, снабжена иллюстрациями (фотографиями, рисунками, схемами).

    Всевозможные перечни в документах оформляются с помощью списков. По способу оформления различают нумерованные и маркированные списки. Нумерованный список принято использовать в тех случаях, когда имеет значение порядок следования пунктов; маркированный - когда порядок следования пунктов в нём не важен. По структуре различают одноуровневые и многоуровневые списки.

    Для описания ряда объектов, обладающих одинаковыми наборами свойств, наиболее часто используются таблицы, состоящие из столбцов и строк. Представленная в таблице информация наглядна, компактна и легкообозрима.

    В современных текстовых процессорах предусмотрены возможности включения, обработки и создания графических объектов.

    Вопросы и задания

    1. С какой целью разработчики включают в текстовые документы списки, таблицы, графические изображения?
    2. Для чего используются списки? Приведите примеры.
    3. Сравните нумерованные и маркированные списки. Что у них общего? В чём различие?
    4. Какой список называется многоуровневым? Приведите пример такого списка?
    5. Какая информация может быть организована в табличной форме? Какие преимущества обеспечивает табличное представление информации?
    6. Каких правил следует придерживаться при оформлении таблиц?
    7. Какие графические объекты могут быть включены в текстовый документ?
    8. Перечислите основные возможности текстовых процессоров по работе с графическими объектами.

    Известно, что текстовая информация воспринимается человеком лучше, если она визуализирована – организована в виде списков, таблиц, диаграмм, снабжена иллюстрациями (фотографиями, рисунками, схемами). Современные текстовые процессоры предоставляют пользователям широкие возможности визуализации информации в создаваемых документах. Рассмотрим с вами сначала списки . Запишите себе подзаголовок – «Списки» .

    Всевозможные перечни в документах оформляются с помощью списков. При этом все пункты перечня рассматриваются как абзацы, оформленные по единому образцу. По способу оформления различают нумерованные и маркированные списки.

    Элементы нумерованного списка обозначаются с помощью последовательных чисел, для записи которых могут использоваться арабские и римские цифры. Элементы списка могут быть пронумерованы и буквами – русскими или латинскими. Нумерованный список принято использовать в тех случаях, когда имеет значение порядок следования пунктов. Особенно часто такие списки используют для описания последовательности действий. Нумерованные списки вы регулярно создаете, заполняя в дневнике расписание уроков на каждый день.

    При создании новых, удалении или перемещении существующих элементов нумерованного списка в текстовом процессоре вся нумерация списка меняется автоматически.

    Элементы маркированного списка обозначаются с помощью знаков-маркеров. Пользователь может выбрать в качестве маркера любой символ компьютерного алфавита, и даже небольшое графическое изображение. С помощью маркированного списка оформлены ключевые слова в начале каждого параграфа вашего учебника.

    Маркированный список используют в тех случаях, когда порядок следования элементов в нем не важен. Например, в виде маркированного списка можно оформить перечень предметов, изучаемых вами в 7 классе.

    По структуре различают одноуровневые и многоуровневые списки. Списки в рассмотренных выше примерах имеют одноуровневую структуру. Список, элемент которого сам является списком, называется многоуровневым. Так оглавление вашего учебника информатики является многоуровневым списком. Списки создаются в текстовом процессоре с помощью команды строки меню или кнопок панели форматирования.

    Записываем следующий подзаголовок – «Таблицы» .

    Для описания ряда объектов, обладающими одинаковыми наборами свойств, наиболее часто используются таблицы, состоящие из столбцов (граф) и строк. Вам хорошо известно табличное представление расписания уроков, в табличной форме представляются расписание движения автобусов, самолетов, поездов и так далее.

    Представленная в таблице информация наглядна, компактна и легко обозрима. Таблица может содержать не только символы и текст, но и какие-то графические изображения.

    Создать таблицу можно с помощью соответствующего пункта меню или кнопки на панели инструментов, указав необходимое число столбцов и строк; в некоторых текстовых процессорах таблицу можно «нарисовать». Созданную таблицу можно редактировать, изменяя ширину столбцов и высоту строк, добавляя и удаляя столбцы и строки, объединяя и разбивая ячейки. Вводить информацию в таблицу можно так: с помощью клавиатуры, копировать и вставлять заранее подготовленные фрагменты.

    Внешний вид таблицы можно оформить самостоятельно, подобрав тип, ширину и цвет границ ячеек, цвет фона ячеек, отформатировав содержимое ячеек.

    Как я уже говорила, таблица может содержать не только текст, но и графическое изображение. Готовые графические изображения можно редактировать, изменяя их размеры, основные цвета, яркость и контрастность, поворачивая и так далее.

    Во многих текстовых процессорах имеется возможность непосредственного создания графических изображений из наборов автофигур. Так же есть возможность создания красочных надписей с использованием встроенных текстовых эффектов. Визуализировать числовую информацию, содержащуюся в таблице, можно с помощью диаграмм, средства, создания которых также включены в текстовые процессоры.

    Эта вся теория, которая необходима вам для визуализации информации. - Ваши вопросы, что вам непонятно? - Может что-то еще нужно повторить? (Учитель отвечает на вопросы детей).

    Теперь я предлагаю вам выполнить практическую работу, на сегодняшнем уроке мы смоделируем ситуацию деловой игры.

    Предположим, что некоторое издательство, выпускающее газету открывает новый отдел, которые будет готовить статьи.

    Для работы отделов набран штат (по 2 человек), состоящий из редакторов, дизайнеров, художников – оформителей, журналистов. Сегодня каждый отдел должен пройти аттестацию, чтобы доказать свое право на дальнейшую работу. Для этого к концу урока нужно выполнить некоторые задания.

    Аттестация отдела будет проводиться на конкурсной основе: каждый участник выполняет свое задание и передает готовую работу редактору на проверку. Результат работы всего отдела зависит от качества работы каждого сотрудника.

    Похожие статьи