• Принципиальная схема автомобильного фм модулятора. Жучок из FM-модулятора авто

    25.07.2020
    Предлагаю для начинающих рабочую схему для раскачки ФМ модулятора - стандартного 1-но миливаттного автомобильного модулятора. Предусилитель выполнен на 2-х КТ368, остальные 2 каскада взяты от 5-ти ваттной радиостанции. Сразу хочу предупредить о недопустимости использовать передатчик такой мощности за пределами вещательного диапазона ФМ - 88-108МГц! Принципиальная схема драйвера и на рисунках ниже.

    Перед предусилителем стоит П-фильтр 5-го порядка, и стоит 5-ти вольтовая КРЕН-ка для подключения самого модулятора!


    В собранном на фото варианте предпочел вместо отечественных СВЧ транзисторов КТ610 импортный аналог 2n4427, его и припаивать легче - просверлил 3 отверстия и всё.


    Вместо постоянного конденсатора, который идет с коллектора 2n4427 на базу КТ920Б, всегда ставлю подстроечный - так гораздо удобнее настраивать контура в резонанс (по максимуму уровня ВЧ сигнала).

    Правильно собранная схема при исправных деталях работает сразу, единственно - надо подобрать режимы КТ368 транзисторов резисторами, которые стоят на базе-коллекторе. В выходном П-фильтре катушки намотаны на оправке диаметром 5мм и содержат по 6 витков, ёмкости конденсаторов в фильтре 24пф-43пф-24пф. Автор конструкции: dola

    Многие пользователи с разных сайтов, также и подписчики ютуба после ролика просили дать инструкцию по сборке жучка из FM модулятора. FM модулятор стал довольно популярным устройством в последнее время. Он предназначен для расшифровки звуковых дорожек и передачи по радиоканалу. Дальность действия до 10 метров.

    Для того, чтобы собрать жучок из модулятора особых навыков и знаний в радиоэлектронике не нужно, достаточно базовое знание начинающего радиолюбителя. Разбираем ФМ модулятор и выкидываем корпус. Начинка питается от 5 Вольт, напряжение с бортовой сети автомобиля поступает на линейный стабилизатор напряжение, на выходе которого получаем указанные 5 Вольт, именно этим напряжением питается цифровая часть модулятора.

    Любой модулятор состоит из небольшого процессора (в нашем случае он не нужен, но отделить от основной платы его невозможно) и передатчика. Основное достоинство такого жучка заключается в том, что схема имеет кварцевую стабилизацию, поэтому передаваемый сигнал очень качественный и уклона частоты тут не наблюдается.

    Схему можно запитать даже от одного аккумулятора мобильного телефона с напряжением 3,7 Вольт. На основной плате мы можем увидеть микросхему передатчика.

    Включаем радиопередатчик и настраиваем модулятор на любую частоту, на эту частоту настройте и сам приемник. Дальше берем тонкий и острый металлический предмет (обязательно оголенный), к примеру иглу и поочередно кончиком иглы коснемся всех выводов микросхемы. При касании некоторых выводов, в радиоприемнике мы наблюдаем искажения.

    Выбираем тот вывод, который реагирует на касания больше остальных, т.е искажений в приемнике громче, чем в случае остальных. Непосредственно на этот вывод подключаем (припаиваем) неполярный конденсатор (керамический или пленочный не важно) конденсатор с емкостью 0,1мкФ.

    На свободный вывод подаем звуковой сигнал, при подключении электретного микрофона мы получим радиопередатчик.

    ФМ МОДУЛЯТОР ДЛЯ АВТО

    ФМ модулятор представляет собой небольшой девайс, с помощью которого возможно прослушивание музыки с любого источника аудиосигнала или флешки на любой ФМ-радиоприёмник. Модулятор подключают в гнездо прикуривателя автомобиля, от которого поступает питание - 12В. Носителями аудиофайлов служат USB флеш накопители. Просто записывайте МР3 файлы на флешку, вставляйте в модулятор и слушайте в машине. Ведь на флешку проще записать нужный список песен чем на компакт диск MP3. Модулятор оставляем в автомобиле, а домой берём только флешку, чтоб скинуть на неё с компьютера новую музыку или аудиокниги. Если у есть аудиовыход на мобильном телефоне, вы можете подключить его к модулятору через разъем наушников и слушать музыку из колонок автомобиля или разговор, как по беспроводному каналу. ФМ модуляторы с памятью, можно использовать как обычную USB флеш память.

    Имеются на рынке и такие интересные разновидности, как Автомобильный Handsfree Bluetooth адаптер и автомобильный FM-трансмиттер. Характеристики ФМ модулятора для авто:

    • - ЖК экран 1,4".
    • - Подключение через: Bluetooth, USB, SD карту, линейный вход для КПК, MP3 плееров, ноутбуков.
    • - Отображение на экране: номер FM волны, номер трека, название исполнителя, название композиции, эквалайзер, номер звонящего абонента.
    • - Диапазон ФМ частот: 87,5-108FM.
    • - Поддержка USB, SD карт до 16Гб.
    • - Подсветка дисплея.

    Данный девайс может использоваться как гарнитура в машинее. На мобильнике в режиме поиска Bluetooth устройств находите этот модулятор и подключаете как гарнитуру. Когда на мобильный телефон поступает звонок на пульте управления ФМ модулятора нажимаете кнопку снятия трубки и разговариваете не поднимая телефон. Когда разговор окончен, нажимаете на пульте дистанционного управления ФМ модулятора кнопку завершения разговора. При включении зажигания в автомобиле, устройство автоматически подключается к мобильному телефону если на мобильном телефоне включена функция Bluetooth.

    Технические характеристики стандартного ФМ модулятора:

    • Питание ФМ модулятора поступает от автомобильного прикуривателя 9 - 24 В. Номинальный ток: до 100 мА. Имеется USB разъем - чтение файлов с флэш накопителя.
    • Отношение сигнал-шум: 90 дБ.
    • Выходной частотный диапазон: 20 Гц - 20 кГц.
    • Режимы эквалайзера: Normal, Rock, Pop, Classic, Soft, Bass.
    • Аудио вход - чтение файлов с аудио выхода любого плеера.Поддержка MP3 и WMA файлов.
    • Дисплей для индикации тома, номера, названия песни.
    • Для связи модулятора с приемником использовано около двух сотен фиксированных FM частот.
    • Оптимальная дистанция работы до 10 м.

    Инструкция по эксплуатации ФМ модулятора . Используя USB кабель подключите MP3 FM модулятор к компьютеру. Скопируйте в корневую папку модулятора необходимые музыкальные файлы. Поместите MP3 FM модулятор в гнездо прикуривателя, предварительно убедившись, что напряжение в сети 9-24 вольт. Нажмите кнопку «Воспроизведение/Стоп» (центральная нижняя кнопка на устройстве или зеленая верхняя левая кнопка на пульте), начнет играть мелодия. Нажимая кнопку «CH» на модуляторе или кнопки «CH-» и «CH+» на пульте, можно менять FM частоту. Включите ваш радиоприемник и переключитесь на FM диапазон, настройтесь на выбранную вами на авто MP3 модуляторе частоту. Убедитесь, что частоты совпадают.

    Изначально файлы с музыкой играют по порядку. Для переключения мелодий следует использовать кнопки «Назад» и «Вперед» (крайние левая и правая кнопки модулятора). Чтобы остановить проигрывание мелодии нажмите кнопку «Воспроизведение/Стоп». Если вы хотите прослушивать мелодии в хаотичном порядке, нажимайте на пульте ДУ кнопки с цифрами. Нажимая кнопку «EQ» на пульте, вы можете управлять встроенным эквалайзером. Перед использованием пульта ДУ вытащите защитную пленку из отсека с батарейкой. Для улучшения звучания воспроизводимой музыки следует устанавливать громкость на модуляторе менее 50 ед. Уровень громкости регулируется кнопками Vol + и Vol - (на пульте) или «Назад» и «Вперед» (на панели модулятора (нажмите и удерживайте кнопку, тем самым вы найдете оптимальное соотношение громкости звука и качества звучания)). В продвинутых моделях фм модуляторов имеется функция эквалайзера, баланса, быстрый поиск песни, регулировка яркости дисплея, диктофон, настройка языкового меню.

    Типовая схема ФМ модулятора представлена на рисунке ниже:

    Основой устройства является микросхема BH1417. Питается она от напряжения 5 В и потребляет 5-10 мА. Несмотря на небольшую выходную мощность, представляется интересным подключить к ней простой усилитель мощности ВЧ на двух транзисторах КТ368 и КТ610, с целью увеличения радиуса действия до километра и более. Качество звучания данной микросхемы BH1417 гораздо лучше, чем у известного стереомодулятора на ВА1404. По некоторой информации, полученной от радиолюбителей, при высоте установки антенны 10 метров - то при использовании что 2-х ваттного усилителя - радиус был не около двух километров. Если поднять антенну выше - покрывается радиус до 7 км уверенным приемом. В общем данное устройство, при относительно невысокой цене в 15-25 уе, представляет интерес в плане использования его в различных радиолюбительских устройствах.

    Предложения и обсуждения по девайсу пишите на

    В сети довольно много схем FM передатчиков, но большинство из них микромощные (100-300 мВт).
    На современной элементной базе легко собрать усилитель мощности минимальных габаритов и на довольно приличные мощности...

    Предлагаемый передатчик, схему которого вы видите ниже, питается от 12 В, имеет небольшие размеры, работает в стереофоническом варианте. На вход усилителя мощности подается всего 9-12 мВт и этого достаточно, чтобы раскачать его до 1,3...1,7 Вт. В данном случае мне не пришлось собирать модулятор и ЧМ генератор, меня вполне устроил автомобильный FM transmitter, работающий от прикуривателя. Его выходная мощность как раз в нужных пределах. Поскольку в этих трансмиттерах слабое место - это стабилизатор напряжения, выполненный на 5-вольтовой кренке, пришлось понизить напряжение до 9 В, дополнив схему еще одним стабилизатором.
    Теперь подробнее о самом усилителе мощности. Собран он на двух транзисторах типа BFG-591 (VT1 можно заменить на BFG-135), как было сказано выше, запитан он от напряжения 12 В. Правильно собранный передатчик начинает работать сразу, остается только подстроить подстроечные конденсаторы (их емкость при приведенных данных катушек в пределах 22-30 пФ, конденсатор C12, при необходимости, можно из схемы исключить).
    Полоса усиления УМ в довольно широких пределах, так что он вполне годится не только для усиления сигналов в FM диапазоне, но и практически на всех телевизионных каналах метровых волн, правда, при этом его выходная мощность упадет до 0,7...0,9 Вт при том же входном уровне (90-120 мВт).


    Перечень деталей, необходимых для сборки усилителя:
    Конденсаторы:
    С1, С4, С5, С7, С9, С10 - 3300 пФ
    С2, С6, С11, С12 - 6-30 пФ
    С3, С8 - 100-200 мкФ
    Резисторы:
    R1, R5 - 270 Ом
    R2, R6 - 1,5 кОм
    R3, R7 - 2,2 кОм
    R4 - 100 Ом (0,5 Вт)
    R8 - 51 Ом (0,5 Вт)
    Транзисторы: VT1-VT2 - BFG-591
    (VT1 можно заменить на BFG-135)

    Катушки L1, L3, L5 - по 5 витков провода ПЭЛ-2 диаметром 1,0 мм, на оправке диаметром 5,5 мм
    L2, L4 - содержат по 7 витков того же провода, на оправке того же диаметра. (все катушки намотаны виток к витку)

    Собран усилитель на SMD деталях на односторонне фольгированном стеклотекстолите. Все катушки и подстроечные конденсаторы установлены с одной стороны платы, а весь остальной монтаж деталей со стороны "печати".
    Хоть этот усилитель, собранный в SMD исполнении, не склонен к самовозбуждению, на всякий случай каскады я разделил экранирующими перегородками. Катушки L2-L3 и L4-L5 расположены перпендикулярно друг другу.

    На выходе передатчика не мешало бы поставить П-контур, настроенный в нужном диапазоне частот, хотя можно использовать усилитель и без него.

    PS. Данный усилитель испытывался с модуляторами для кабельного телевидения и показал неплохие результаты при передаче ТВ сигнала в эфир.

    http://radio-device.ru/radio.php?p=prostoy_peredatchik_iz_car_fm_transmittera

    Печать

    Ремонт модулятора в основном сводится к ремонту блока питания, который сделан в большинстве автомобильных FM модуляторах, по простой схеме: стабилизатор на микросхеме и конденсаторы. Даже диод, показанный в схеме (смотрите ниже) и способный защитить от переполюсовки, не во всех модуляторах присутствует.

    К выходу из строя и ремонту FM модулятора могут привести несколько причин, одну я уже указал переполюсовка, далее скачок напряжения в сети автомобиля (неисправность реле зарядки, отключение аккумулятора во время работы машины) и обрыв проводов от блока питания к схеме. Об этих неисправностях я уже писал в статье «Неисправности FM-модулятора ». При ремонте модулятора эти неисправности встречаются наиболее часто. Нередко встречается сбой в прошивке (не во всех моделях и ремонтом такой неисправности я не занимаюсь, по той простой причине, что ремонт будет соизмерим с покупкой нового автомобильного FM модулятора и не все клиенты на это идут).

    Давайте остановимся на ремонте блока питания фм модулятора.

    Как уже было сказано, блок питания довольно прост – это установленный на плате стабилизатор на ИМС типа SP7805V2-L/TR (стабилизатор на 5 вольт) и конденсаторы. При ремонте модулятора начать надо с визуального осмотра. Проверяем: не вздуты — ли конденсаторы, на обрыв провода и нет ли повреждений на стабилизаторе.

    Похожие статьи